Некоторые советы для успешной подготовки к ЕГЭ по математике

Незаметно пролетело время – и вот уже 11 класс. До ЕГЭ остается совсем немного времени. Но оно есть! И использовать его необходимо рационально, чтобы избежать перегрузок и нервных срывов. 
 
Главное не паниковать, не тратить время и силы на конфликты и жалость к себе! ЕГЭ не надо бояться, на него надо настроиться, но и не надо расслабляться. К ЕГЭ необходимо готовиться. Может быть, Вам будут полезны следующие рекомендации: 
 
Общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по математике 
 
• Никогда даже не допускайте мысли: «Я это никогда не смогу сделать». Человеческий организм так устроен, что в самые ответственные моменты он мобилизует все свои скрытые возможности. 
• ЕГЭ по математике – обязательный экзамен для всех: поэтому нужно определиться, какой уровень сдачи экзамена необходим Вам: 
 
А) только минимум для получения аттестата; 
Б) средний уровень (ЕГЭ по математике является запасным вариантом для поступления в ВУЗ «второй очереди»); 
В) высокий уровень (ЕГЭ по математике является необходимым для поступления в ВУЗ). 
 
• После определения уровня сдачи ЕГЭ следует спланировать свою подготовку: 
 
Уровень А
1.Прорешайте демо-вариант
2.Определите 5 заданий, которые Вы умеете решать, или должны научиться решать за оставшееся время (5 первичных баллов – это минимум, который должны делать все), добавьте к этому списку еще 2 – «в запас». 
3. Начинайте решать эти 7 заданий. Например, для себя Вы определили список  заданий 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10. Выделите определенное время для решения заданий: ежедневно решайте эти задания. 
4.Прорешать необходимо все типы заданий 1, затем 2 и т.д. (см. открытый банк заданий
5. Никогда не пользуйтесь калькулятором – на ЕГЭ его не будет! 
 
Уровень Б 
1.Прорешайте демо-вариант
2. Определите список заданий, которые Вы решаете уверенно, определите темы, по которым Вы имеете пробелы. Выделите определенное время для подготовки к ЕГЭ по математике, ежедневно решайте задания ЕГЭ. 
 
3. Прорешайте все типы заданий, в которых вы уверены(см. открытый банк заданий). Обязательно найдутся такие, по которым у Вас возникнут вопросы: задайте их учителю.  Следует решить аналогичные задания, пока у Вас не будет получаться быстро и правильно. 
 
4. Темы, по которым у Вас есть пробелы, начинайте повторять (или изучать) по учебнику (по пособию, содержащему теорию – сейчас таких пособий масса) с самого начала: внимательно прочитайте параграф, выучите правила, теоремы, алгоритмы, проработайте примеры, которые приведены в учебнике с решением, решите задания, приведенные в учебнике. Далее следует найти задания открытого сегмента по данной теме и решить все прототипы заданий. Задать вопросы учителю. Отработать навык решения таких заданий, выполнив достаточное количество аналогичных заданий. Не ленитесь! Достаточное количество вы определяете для себя сами, но это, скорее всего, не менее 7-10 заданий. 
 
5. Тренируйтесь выполнять задания части 1 и 2, чтобы довести до максимума скорость и правильность решения части 1 и 2. 
 
6. Аналогично работайте с заданиями 15 - 21. Помните, что эта часть требует хорошей теоретической базы и умения применять знания в комплексе. Для получения баллов, достаточных для поступления в ВУЗ Вам вовсе не нужно решать все задания 15 - 21. Определите те задания, с которыми вы будете работать. Решайте задания из этой части  из разных источников, выбирайте пособия для подготовки к ЕГЭ разных авторов, обязательно рассматривайте авторские решения. Сравнивайте свои решения с авторскими, которые практически всегда приведены в пособиях. Критически оцените свои решения, критически подойдите и к авторским решениям. 
7. Проводите для себя еженедельную диагностическую работу (решайте полный вариант, опять пользуйтесь разными пособиями, но только рекомендованными ФИПИ). Всегда участвуйте в диагностических работах, проводимых в школе: выполняйте работу так, как будто Вы на экзамене. 
 
8.При тренировке оформляйте решения заданий 15 - 21, так, как указано в критериях оценки задания, не надо писать слишком много, но и не следует быть слишком краткими. Полезно будет оформлять полностью и некоторые задания части 1 и 2 - это позволит Вам потом легко оформить и задания 15 - 21. 
 
Уровень В 
1. Выполните все рекомендации для уровня Б. 
2. Изучайте специальные методы решения уравнений, неравенств, систем и т.п., представленные в пособиях для углубленного изучения математики. 
3. Решайте задания повышенной сложности из пособий для подготовки к экзаменам, в том числе прошлых лет (до ЕГЭ) 
4. Решайте олимпиадные задания, они тренируют гибкость ума и позволяют научиться решать задания 18, 20 и 21. 
5. Решайте задания несколькими способами. Анализируйте рациональность, логичность, простоту в оформлении, «подводные камни» каждого из них. Некоторые способы могут быть длиннее, зато алгоритмичнее, а, значит, для кого-то проще. 
6. Не забывайте тренировать навыки решения части 1 и 2. 
 
Рекомендации по решению заданий 
 
• Спокойно и внимательно прочитайте задание: не пугайтесь, если Вам кажется, что ранее вы не встречались с таким типом заданий. Начните с ответов на вопросы, что надо найти, и что дано, какие теоретические сведения Вам известны. Попробуйте разделить задание на части. 
 
• Не позволяйте себе сразу выполнять задание, не дочитав его до конца, а после решения обязательно еще раз прочтите задание и дайте ответ именно на вопрос задачи, а не на тот, который Вам пришел в голову. Все время думайте! 
 
• Выполняя задания части 1 и 2, думайте только о том задании, которое выполняете в данный момент, отвлекитесь от всех других. 
 
• Составьте схему, план, рисунок, модель: для решения все средства хороши. 
 
• Вспомните правила и алгоритмы, необходимые для решения данного задания. 
 
• Избегайте моментальных ошибок: авторы-составители заданий подразумевают проверку применения Вами знаний в знакомой ситуации, в измененной ситуации, в новой ситуации, Вы должны проанализировать ситуацию и выполнить именно то задание, которое дано. 
 
• Также, как аппетит приходит во время еды, идеи решения задачи приходят в процессе решения. 
• Замечайте основные идеи авторов-составителей, они позволят Вам найти путь к решению задачи. 
• Помните, что задания 15 - 21 носят комплексный характер – проявите все свои знания и накопленный опыт 
• Уравнения можно решать через уравнения-следствия и ОДЗ, а можно через равносильные системы; можно решать их с помощью графиков и использования свойств функций. Нельзя допускать потери корней, необходимо отбрасывать «посторонние» корни, для этого нужно хорошо знать теорию о равносильных преобразованиях, преобразованиях, приводящих к приобретению «посторонних» решений и к потере решений. 
 
• Иногда громоздкость записи задания может напугать: тогда следует внимательно рассмотреть задание – может быть, найдутся одинаковые части, тогда следует применить метод замены , а , может быть можно разделить на одно и то же выражение, не равное нулю. 
 
• При записи решений на черновике, старайтесь все выкладки записывать, тогда легче будет заметить ошибку в решении. Некоторые выкладки или вычисления можно делать устно, но очень осторожно. 
 
• Решите задания 1 - 14 один раз. Аккуратно записывайте решения, записывайте на полях, напротив решений, номера заданий и ответы, можно их обвести. Приступайте к решению заданий 15 - 21. Примерно через 1,5 часа отвлекитесь, посмотрите в окно, можно выйти из аудитории. Отдохнув минут 5, на чистом листе снова решите задания 1 -14, сравните с первоначальными ответами. В тех заданиях, где получились разные ответы, найдите ошибку. Перенесите ответы в бланк ответов №1. Проверьте соответствие номеров заданий и ответов. Таким образом вы сведете к минимуму потерю баллов в части 1 и 2. Остальное время используйте для решения заданий 15 - 21. 
 
Помните, за оставшееся время Вы должны задать учителю все вопросы, которые у Вас возникают при тренировке, чем больше у Вас теоретических знаний, необходимых для решения заданий, чем больше Вы разбираете и анализируете готовые образцы решений, чем больше собственная натренированность, тем больше шанс получить высокие баллы на ЕГЭ.
Желаем успеха!!!